Понятия со словосочетанием «сухой путь»
Связанные понятия
Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. До XVIII в. насады строились на Каме и Вятке, поэтому их называли камскими и вятскими, где их использовали для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали...
Выгонцы — славяне, бежавшие от гнёта бояр из владений галицких и волынских князей. Жили около XII—XIII вв. вдоль Днестра, ближе к Галицким землям. Сведения о выгонцах крайне скудны. Последняя запись о них как о населении Галицкого княжества относится к 1223 году, когда многие русские князья объединились и пошли к реке Калке, чтобы отразить набег монголо-татар. Выступила и рать Галицкого княжества, часть её двинулась по суше, а выгонцы — по воде. В летописи сказано: «…а выгонцы галические приехаша...
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Повольник — в Новгородской республике — вольный, свободный человек, занимавшийся разбоем и торговлей, ушкуйник.
Первая Архипелагская экспедиция (греч. Ορλωφικά, тур. Orlov isyanı) — поход и стратегические действия русского Балтийского флота в Средиземном море (основные события происходили в Эгейском море или, как тогда говорили, в «Греческом Архипелаге», отсюда и название «Архипелагская экспедиция») в 1769—1774 годах во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
Военно-морской флот Петра I — военно-морские силы (армейский флот), созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие основу военно-морского флота Российской империи.
Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь) — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Селиге́рский путь (летоп. Серегерский путь) — один из торговых путей, связывавших Новгород Великий с низовскими землями. На нём стоял новгородский город Торжок (Новый Торг, впервые упомянут летописью под 1139 г.) и город Владимиро-Суздальского княжества Тверь. Название происходит от озера Селигер, по воде (с волоками) и льду которого проходил путь.
Азовский флот — флот, строившийся Россией с конца 1695 года по 1711 год под руководством Петра I.
Григорий Истома (иногда Григорьев; годы жизни неизвестны) — русский дипломат и путешественник, переводчик при дворе Ивана III. Его активность пришлась на последние годы XV и начало XVI веков.
Хвалисы — древнерусское название народа, обитавшего в северном Прикаспии. От него Каспийское море называлось Хвалынским морем. Существует ряд версий относительно происхождения этого народа. Татищев называет их «нижними болгарами». В Повести временных лет болгары и хвалисы упомянуты вместе...
Аграханское казачье войско было образовано в конце царствования Петра I, который, прибыв в 1722 году на Терек, приказал выдвинуть российскую пограничную линию на реку Сулак. Здесь, на месте, где от Сулака отделяется рукав — Аграхань, была устроена крепость Святого Креста, a вблизи неё были поселены терские казаки, названные Аграханским войском. Главным назначением войска было охрана прибрежья и сообщения с морем. В 1724 году казаки новообразованного войска были усилены 1 000 семьями донских казаков...
Торговля Русского царства с другими странами, как правило, оптовая, меновая. Иностранные купцы, торгующие на золотую и серебряную монеты, получали дополнительные привилегии. Товарные кредиты выдавались чаще всего на один год — с сентября до сентября.
Дальние заморские реки — название рек в Русском государстве XVII века, впадающих в Северный Ледовитый океан (Индигирка, Колыма, Яна, Оленёк, Алазея), а также реки Анадырь, впадающей в Тихий океан.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье, контролировался (не всегда и не весь) Владимирским великим княжеством.
Черноморская береговая линия — линия укреплений, крепостей и фортов Российской империи по восточному берегу Чёрного моря между Анапой и границей с Османской империей.
Заво́лочье — историческая область в X—XIV веках, в бассейне Северной Двины и Онеги, за «волоками», связывавшими Онежское озеро с озером Белым и рекой Шексна (которые находятся на территории современной Вологодской области). Территория в древности изобиловала пушным зверем и соляными угодьями. Население преимущественно занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами. Понятие «Заволочья» изменялось по мере продвижения новгородских владений. Сперва это была страна за ближайшим волоком озерного бассейна...
Первая Казань — русское летописное название войны между Великим княжеством Московским и Казанским ханством в 1467—1469 годах.
Сакма́ (вероятно от тюрк. sok «бить») — изначально след на земле, оставленный зверем или конницей.
Сражение на Омо́вже, также — по немецкому названию реки — Сражение при Эмбахе (ныне река Эмайыги) — сражение между новгородско-владимирским войском во главе с князем Ярославом Всеволодовичем (отцом 14-ти летнего Александра Невского) и Орденом меченосцев в 1234 году, выигранное Ярославом.
Ла́йба, фин. laiva — местное название деревянных парусных судов Балтийского бассейна с одной или двумя мачтами для перевозки несрочных грузов. Водоизмещение от 50 до 400 тонн, тип парусного вооружения — иол или шхуна. Двигатели не применялись до 1920 годов. Экипаж от 3 до 5 человек, обычно финны, так как последние хорошо знали шхерные фарватеры на Балтике. Использовались вплоть до Второй мировой войны на местных нерегулярных перевозках грузов.
Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря, пря, реть с побоищем, война) в военном деле Руси данный термин имел следующие значения...
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Армейский флот, галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.
Двинская земля — историческая область в бассейне Северной Двины, часть современной Архангельской области. Расположена к северу от Волго-Северодвинского водораздела. Население занималось земледелием, пушным и рыбным промыслами.
Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского соответственно. Плавание стало важной вехой в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.
Па́узок — речное плоскодонное парусно-гребное судно, которое было распространено на северных реках России. Они имели одну мачту, длина корпуса до 24 метров и грузоподъёмность до 120 тонн. Обычно они сопровождали большие суда и использовались для снятия с них и перегрузки перевозимых товаров и груза на мелководье.В эпоху речных пароходов паузки использовались для снабжения углем.
Астраха́нское ханство (ног. Хажитархан ханлыгы, тат. Xacitarxan xanlığı, حاجی ترخان خانلغی) — татарское государство, возникшее в результате распада Золотой Орды и существовавшее в XVI веке в Нижнем Поволжье. Столица — город Хаджи-Тархан (Аждархан), располагался на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани («великое татарское торжище», городище Шареный бугор). Основное население составляли астраханские татары и ногаи.
Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;
Моско́вско-новгоро́дская война (1471) — военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой. Начался весной 1471 года, закончился 11 августа того же года подписанием мирного договора в Коростыни.
Петровский ретраншемент — вторая линия обороны со стороны суши, построенная близ Троицкой крепости в 1702 году по распоряжению Петра Великого.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Ушкуйники — русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя поморов или волжан. Вольные люди, входившие в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (на Руси XIV—XV вв.), охраной приграничных территорий Великого Новгорода. Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин посадского войска новгородского...
Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.
Русско-турецкая война 1768—1774 годов (турецкое название: 1768—1774 Osmanlı-Rus Savaşı) — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе, и установить протекторат над Речью Посполитой.
Кубанский погром — нападение на часть территории Юго-Восточной России в начале августа 1717 года ногайцев, черкесов (адыгов) и казаков-некрасовцев, живших на реке Кубань.
Ливонский поход на Русь — военная кампания 1240—1242 годов рыцарей-крестоносцев Ливонского ордена, проведённая с целью подчинить земли Пскова и Новгорода Римской Католической Церкви.
Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Залозный путь — один из древних торговых путей, соединявший древнерусские Киев и Тьмутаракань с Малой Азией и другими городами, государствами и странами Востока.
Новоизобретённые корабли — класс парусных кораблей, строившихся в России в конце XVIII века на старых Петровских верфях. Находились в русском флоте около 15 лет.
Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.
Керченское сражение — сражения между русским и турецким флотами, произошедшие в ходе русско—турецких войн...
Российские укреплённые линии — укреплённые линии в России как система охраны и обороны границ и приграничных районов Русского государства, заключавшаяся в возведении укреплённых пограничных, сторожевых, оборонительных, кордонных, береговых линий и засечных черт на окраинах Российского государства в XVI — XIX веках для защиты внутренних территорий страны от нападений извне.
Черноморская кордонная линия — ряд укреплений (постов, батарей и пикетов), устроенных русскими по правому берегу Кубани, начиная от поста Изрядный источник (17 верст ниже падения реки Лабы) и вплоть до берега Черного моря. Целью устройства линии была защита жителей Кубанской области от непрерывных набегов закубанских черкесов, которые ранее владели этими землями. После того как их поселения на правом берегу Кубани были выжжены, а не успевшая бежать часть населения, в первую очередь женщины, старики...